Классификация уроков истории
11.07.2021На очереди стояла задача создания научной теории коммунизма и вооружения пролетариата ясным пониманием цели и задач его борьбы. Этот первый урок темы можно провести как урок изложения нового материала, раскрыв его идейное содержание в рассказе и объяснениях учителя. Такой вариант не будет грубой ошибкой, но не будет и правильным решением вопроса. Ведь материал данного урока не повестовательный, новых исторических фактов здесь, строго говоря, нет. Задача урока не изучение новых событий, а установление новых точек зрения на уже известные факты, развитие новых мыслей на основе изученного материала. Обеспечим ли мы глубокое и сознательное усвоение идейного содержания урока, вызовем ли наибольшую активность мышления учащихся, если сами в готовом виде изложим эти новые для них идеи и выводы?
Конечно, они многое усвоят из наших объяснений, но смысл данного урока не просто в усвоении учебника, а в формировании взглядов, убеждений, мировоззрения учащихся. Не правильнее ли, исходя из идейного содержания данного урока, провести его как урок анализа уже известного учащимся материала, с тем чтобы в ходе беседы подвести их к выводам и обобщениям, необходимым для сознательного усвоения всей темы? Эти выводы, сделанные самими учащимися под руководством учителя, прочнее войдут в сознание, станут существенным моментом в умственном развитии школьника. В системе нашей работы такой урок является вводным к теме.
Вам нужна экспертиза екатеринбург? Специалисты компании Независимая экспертиза окажут квалифицированную помощь.
Совершенно иное место в теме занимает следующий урок — «Карл Маркс и Фридрих Энгельс». «Союз коммунистов». Этот по преимуществу повествовательный материал было бы нецелесообразно изучать путем самостоятельного чтения по учебнику или разбора исторических документов, относящихся к жизни и деятельности Маркса и Энгельса. Здесь нужен яркий рассказ учителя: так мы полнее разрешим идейные задачи урока, донесем до школьников обаятельные образы молодого Маркса и молодого Энгельса, увлечем учащихся примером замечательной дружбы и научного подвига основоположников марксизма. Наряду с рассказом мы используем отрывки из мемуаров, привлечем наглядные пособия, портреты, диапозитивы.