«Новая» схема урока
18.06.2021«Новая» схема урока была связана с пропагандой «новых» методов обучения и отвержения «старых» методов. Последователи «липецкого метода» в преподавании истории, отводя весьма скромное место изложению материала учителем, главное внимание на уроке уделяли «самостоятельной» работе учащихся по учебнику и проверке усвоения прочитанного.
При оценке «липецкого метода» следует подчеркнуть, что опыт передовых учителей Липецкой области, особенно преподавателей русского языка, вызвал значительный интерес советского учительства и безусловно представляет сам по себе большую ценность безотносительно к тому освещению, какое он получил в статьях К. Москаленко. Что касается концепции К. Москаленко, она не могла не вызвать решительных возражений по всем ее основным положениям.
Безусловно, К. Москаленко был во многом прав, критикуя шаблонную схему «комбинированного» урока. Но, отвергая ее, он выдвинул новый шаблон «безэтапного» урока, объявив его по существу единственным образцом для всех возрастов и всех предметов в школьном обучении, игнорируя тем самым многообразие типов урока, выработанных практикой. Пренебрежение полувековым опытом советской школы и достижениями советской педагогической науки — основной тон концепции К. Москаленко, а попытки ее научного обоснования ссылками на А. С. Макаренко, на учение И. П. Павлова, на данные психологии по меньшей мере неубедительны.
Тороптитесь? Закажите такси в Нижнем Новгороде в любую точку грода. Профессиональные водители такси быстро доставят вас по месту назначения.
«Поурочный балл» полностью оправдывает себя на повторительно-обобщающих и контрольных уроках, а также на уроках, где изучение нового материала сочетается с выявлением и применением ранее усвоенных знаний. Но идея «поурочного балла» как волшебной «палочки-погонялочки» (А. И. Стражев), как универсального средства поддержания дисциплины и активности на уроке противоречит традициям советской школы и по существу алтипедагогична.