Достижение атмосферы эмоционального благополучия
10.12.2016Достижение атмосферы эмоционального благополучия становится возможным в результате конгруэнтности ценностных оснований школы с личностными смыслами участников образовательного процесса. При таком совпадении во многом облегчается организация совместной деятельности учащихся.
Само по себе состояние нейтрально. Неблагоприятным или благоприятным оно может быть оценено лишь с точки зрения проявления личностью актуального отношения в конкретной ситуации. Например, состояние задумчивости, которое человек проживает дома вечером после трудового дня, или то же состояние, но у водителя за рулем автомобиля во время движения. В первом случае оно может быть оценено как положительное, а во втором — как опасное и неблагоприятное.
Благодаря возникшему состоянию одного либо нескольких человек создается иррадинрующее поле, которое является результатом отражения человеком предъявленной ценности. Благоприятный или неблагоприятный вектор отражения зависит от значимости данной ситуации для субъекта, его аксиологического содержания и актуального отношения к действительности. Страдаете от алкогольной зависимости? Вам понадобится лечение алкоголизма.
Обратимся к примерам. Человек поранил ногу. Его доминирующая болезненная реакция, причиной которой является физическая боль, создает напряженное иррадинрующее поле. Восприятие действительности (сам субъект, окружающие его люди, выполняемое дело, события и т. д.) преломляется личностью через те болезненные ощущения, которые проживает субъект. Отношения строятся с отрицательным вектором. Однако вектор можно повернуть в другую сторону привнесением ценности: забота о человеке, констатация выдержанности и мужественности раненого, инструментовка случая как «счастья в несчастье» («эффект Поллианны»).