Коррекция последствий психологических травм у подростков с девиантным поведением
03.09.2016Психотерапия, по мнению Н.В. Тарабриной (2001), должна обращаться к двум фундаментальным аспектам посттравматического расстройства: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности человека и его контроля над происходящим. В работе с подростками, с нашей точки зрения, важен еше один аспект: она должна создавать ресурс позитивного личностного развития и, устраняя негативные переживания, формировать положительный образ Я и окружающего мира.
Наиболее подходящим для этой цели, а также экологичным для условий специального учебно-воспитательного учреждения нам представляется подход соматической терапии травмы в сочетании с элементами других психотерапевтических подходов (когнитивной, экзистенциальной, гештальт-терапии), которые позволяют интегрировать травматический опыт в целостную историю жизни подростка. Хотите продвигаться по карьерной лестнице? Вам понадобятся курсы повышения квалификации.
Задача состоит в адаптации этого подхода для работы с воспитанниками таких учреждений, в определении его возможностей и ограничений применительно к различным видам травмы. Мы будем следовать принципам концепции Питера Левина, изложенным ранее при описании его взглядов. Однако хотелось бы ещё раз упомянуть наиболее важное положение: задача терапевта заключается в том, чтобы совместно с клиентом в атмосфере безопасности и с опорой на его внутренние и внешние ресурсы восстановить естественный процесс его саморегуляции, нарушенный травмой. И хотя проработка травмы, согласно концепции соматической терапии, начинается с уровня физиологии и ощущений, понятие «саморегуляция» в данном случае может рассматриваться в широком смысле — не только как физиологическая, но и поведенческая, и личностная функции человека. Разрядка внутреннего напряжения, вызванного психотравмирующим событием, дает подростку возможность улучшить свое психоэмоциональное состояние, повысить активность и ставить перед собой новые позитивные цели. В этом ему тоже должны помочь специалисты, работающие в училище.