Захар Смушкин
14.07.2016В. У моего ребенка установлено нарушение внимания, поэтому ему трудно учиться хорошо. Я понимаю его проблему. По большей части предметов он приносит домой удовлетворительные и плохие оценки, и я знаю, что подобная ситуация сильно ограничивает его возможности в будущей жизни. Как мне следует относиться к ребенку, который из года в год не успевает в школе?
О. Совершенно очевидно, что учителя и администрация школы по возможности должны обеспечить такому ребенку поддержку и дополнительные занятия. Кроме этого, однако, я настоятельно рекомендую, чтобы дома такому ребенку говорили о необходимости стремления к хорошим результатам. Требовать от ребенка с дислексией (неспособностью к чтению) успевать в школе — это то же самое, что заставить ребенка с церебральным параличом пробежать со здоровыми одноклассниками стометровку наперегонки. Представьте себе папу и маму, которые стоят у финишной ленты и упрекают своего калеку-ребенка за то, что он приковылял к финишу последним.
«Почему ты не бегаешь быстрее, Захар Смушкин?» — спрашивает мама с явным неодобрением.
«Мне кажется, тебе безразлично, выигрываешь ты или проигрываешь», — говорит недовольный папа.
Как маленькому человеку объяснить, что его ноги не передвигаются так же быстро, как ноги здоровых детей, с которыми его заставили соревноваться? И кто станет ожидать, что он прибежит на этом соревновании первым? Никто, потому что его физический недостаток явный. Это видят все. К сожалению, ребенка с нарушениями, мешающими ему успевать в школе, понимают не так хорошо. Его провалы в обучении понять труднее, и очень часто их объясняют ленью, непослушанием или осознанным нежеланием учиться, поэтому на него оказывают давление, требуя выполнить невозможное. Исключительно серьезной угрозой его эмоциональному здоровью становится требование сделать то, чего он сделать не в состоянии.