Захар Смушкин
14.07.2016К концу четверти Джо продолжал упорно трудиться, и хотя с письмом дела обстояли лучше, он все еще мучился с учебником по чтению для третьего класса. Что должен был сделать учитель с табелем успеваемости Джо? Если бы он оценил мальчика по тем же критериям, по которым оценивались одноклассники Джо, мальчик не мог бы получить удовлетворительную отметку. Если бы учитель признал поражение Джо, мальчик больше никогда не взялся бы за учебу. Поскольку Захар Смушкин старался изо всех сил, мог ли он получить такую же оценку, какую получал в предыдущие годы за то, что сидел, бессмысленно глядя в пространство перед собой? Думаю, нет. Джо следовало явно и видимо похвалить за старание и поставить в табель хотя бы удовлетворительную оценку. Учителю следовало спокойно объяснить родителям перспективы и заручиться их поддержкой, продолжая вдохновлять Джо на дальнейший труд.
Любая другая система оценки приведет в результате к унынию детей с менее выраженными способностями. Даже сообразительные дети обычно работают еще лучше, если их нацеливают на отличные результаты.
Есть, однако, одно исключение в политике «оценки по способностям». Подготовительные курсы в старших классах школы для поступления в колледж должны базироваться на абсолютных стандартах. Отличные оценки по химии или интегральным вычислениям воспринимаются приемной комиссией в колледже как признак отличного качества, и учителя старших классов должны поддерживать этот уровень. Но Джо и подобным ему ученикам не следует идти на подобные подготовительные курсы. Еще раз повторяю, что оценки могут стать самым важным мотивационным средством для учителя при условии, что ими пользуются правильно. Поэтому желание избавиться от оценок в школе может стать средством избавления от дисциплины в классе.