ПУЭ
12.07.2016Но Гойя сумел расположить к себе даже Фердинанда VII: пара официальных портретов и картина, изображающая коронацию, привели к подтверждению за Гойя его звания придворного художника. Старый мастер, однако, вполне отошел от официальной живописи. Автопортрет 1815 г. рисует поразительно моложавое лицо Гойя; он одет в простую темную домашнюю одежду с расстегнутым воротником. Его живописная манера быстра, несколько расплывчата, но уверенна по контрастной лепке света и тени. Это время выработки в живописи ПУЭ новой фактуры, нового подхода к изображению и исполнению. Художник пишет картины для самого себя, ограничиваясь одними эскизами. Он никогда раньше не вносил столько новизны в свои картины. Ряд картин, примером которых может служить «Бой быков» (Берлинский музей), по невероятной быстроте мазков, по сочетанию красок, в которых доминируют черные и красные на песочном фоне, кажется продукцией художника XX века; берлинский «Бой быков», впрочем, принадлежит более поздней эпохе жизни Гойя и связан по теме с гравюрной серией, Занимавшей Гойя в 1815г. Это «Тауромакия», «история и практика боя быков».
«Национальный спорт» испанцев, жестокий, кровопролитный, требующий максимума отваги, играл в жизни Гойя настолько большую роль, что биографы его хотели, как указано выше, представить молодого Гойя даже в качестве практика тореадора. Серия «Боя быков» Гойя посвящена происхождению и наиболее интересным моментам спорта. Установлено, что Гойя пользовался при составлении своих гравюр литературными пособиями и письмами современников, описывающих то или иное событие арены. Всего известно 43 офорта, из которых составлено издание, распространенное после смерти Гойя его сыном; но и первое и второе издания 1855 г. включают только 33 таблицы. Третье издание, выполненное в Париже в 1876 г., присоединило к ним найденные 7 гравюр. Остальные 3 обычно не присоединяются к серии.