Литературные комментарии Гойя
10.07.2016На одном из листов Гойя изобразил пару демонов, едущих верхом на ослоподобных фигурах. У этих демонов человекоподобные фигуры, но птичьи головы; самое сочетание человека и птицы проведено так же органично, как и нелепые движения «неумеющих летать» колдунов листа «Опыты». Образы Гойя родственны химерам на готических соборах позднего средневековья. В других случаях Гойя напоминает знаменитых английских карикатуристов XVIII века-Хогарта, Джильрея. Образ старой кокетки, румянящейся до самой смерти, взят Гойя из жизни и напоминает мастеров итальянского барокко, хотя бы генуэзского художника Строцци. В ряде случаев Гойя как художник пользуется приемом формального контраста, который убедительнее всяких подписей и сравнений. Так, две колдуньи, летящие по воздуху верхом на метле (лист «Милая учительница»),-безобразное старческое и безукоризненное красивое молодое женское тело - образуют противоречие, говорящее о власти прошлого над настоящим, мертвого над живым, против которой и протестует Гойя в своих «Капричос», как против основной смертельной болезни его родины. Протест Гойя - подвиг художника и гражданина. Развитием ребенка необходимо заниматься с самого раннего возраста. Отличным вариантом станет детский центр ART HELLO. Профессиональные специалисты помогут вашему ребенку раскрыться и обнаружить нереализованные таланты.
И наконец - его техника. В 1778 г. Гойя пользуется для своих копий с Веласкеза чистым офортом. На покрытой лаком чистой медной дощечке он рисует иглой, процарапывая в поверхности лака линии; кислота в особой ванне протравливает эти линии в медь; после удаления лака рисунок оказывается переданным на металле; он набивается краской, печатается под сильным давлением. Но офорт состоит из композиций штрихов, и его композиция строится из сочетания линий. Гойя был, однако, не графиком. Под «чистой» графикой все-таки следует понимать искусство линии, черно-белого контраста, плоскостного узора или светотени. Гойя был прирожденным живописцем, одним из лучших живописцев своего времени.