Пожарная сигнализация
10.07.2016Еще 8 досок кончил Гойя до 1803 г.; в этом последнем году он уступает доски гравюр и 240 оттисков с них королевской «халкографии» (печатня государственных бумаг). Первое издание «Капричос» вышло в свет в 1803 г., второе - в 1806-1807 гг.; наиболее распространены более новые - неполное (без автопортрета Гойя) издание 1856 г. и четвертое -1892 г.
«Капричос» обычно образуют книгу, сброшированную в порядке номерации таблиц. Это - странная последовательность страниц, повествующих о фантастическом и одновременно реальном. Чья-то воля будто нарочно перепутала их. Мы встречаем в «Капричос» несколько тем, как бы несколько нитей, до конца не доведенных, связанных в непонятно тугой узел. Откроем книгу: на первом месте - автопортрет Гойя - прекрасный пример офорта, живого, контрастного и точного; лицо немолодого человека с горько опущенными углами рта, с острыми небольшими черными глазами, с падающими из-под большой шляпы - цилиндра - волосами. Это наиболее пострадавшая от частых тиражей пожарная сигнализация, имеющая следы поправок резцом; это фронтиспис. Затем идет таблица 2-я: замаскированная женщина подает руку уродливому жениху, ее окружает шумящая толпа, маски, переряженные фигуры, подпись: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному». 3-я таблица: мать и два ребенка, перепуганные появлением фигуры, закутанной в белую простыню, подпись: «Вот идет бука». 4-я: слуга на помочах тащит мужчину, одетого в детское платье, подпись: «Старый избалованный ребенок». 5-й лист: кавалер и дама, совсем близко друг к другу, две старухи на заднем плане, подпись: «Подобное к подобному». 6-й лист- «Никто себя не узнает» - изображает замаскированных, приглядывающихся друг к другу. На 7-м листе - «Даже так он ее не различает» - кавалер разглядывает даму сквозь лорнет. .. 80 листов варьируют темы испанской жизни.