Халат
10.07.2016Как бы интересна ни была живопись Гойя, однако не ей, а его гравюрам, и притом сериям, созданным в старости, обязан он своей репутацией. Никогда до него ни один мастер не создавал в гравюре ничего подобного его «Капричос». Необычайность их тематики сочетается с неожиданной глубиной идейных намеков и выполнена с предельною виртуозностью техники. Вместе с тем нет ничего более странного и трудного в истории искусства, чем эта серия, где неясным остается план, зачастую смысл, где намек понятен порою только художнику, но где прорываются ясно и четко острие социальной сатиры, горький гнев умного наблюдателя, современника, видящего господствующее зло, бесправие, суеверие, тупость. Ответственна и интересна задача их анализа.
Самое название серии, звучащее по-испански «Капричос», в точности на другие языки не переводимо. «Капризами» - свободной фантазией - назвал свою серию офортов еще старик Тьеполо за тридцать лет до Гойя. Но графика Тьеполо - очаровательная линейная формалистика, чередующая пасторальные мотивы с воспоминаниями о живописи старых итальянских мастеров. Гойя скорее ближе к Рембрандту, чем к Тьеполо. В ряде своих невероятных опытов он стремится передать на языке черного и белого все, что волновало и интересовало его. И вместе с тем Гойя ни на кого не похож, он в своих гравюрах нашел свой собственный, неповторимый халат. Издание «Капричос» заключает в себе 80 листов, перенумерованных и снабженных подписями. Срок выполнения их не вполне точно определен; первые листы, возможно, относятся еще к 1793-1794 гг.; большинство гравюр было закончено к 1797 г.; есть квитанция от января 1799 г., по которой Гойя уступил герцогине Осуна серию в 72 доски, разделенную на «4 книги».