Билеты в Турцию
10.07.2016Нарядно одетые, неподвижные, как манекены, позируют перед зрителем тупые и безобразные члены королевского рода вокруг Марии Луизы, отвратительной, в прическе из фальшивых волос. В числе картин Гойя, которые близки уже к его гравюрам, есть одна, которая условно именуется «Аллегорией на преходящее», на ней представлены образы старух, молодящихся и ужасных в своем перенаряженном убожестве. В центральной фигуре можно узнать королеву Марию Луизу. Собрались в отпуск? Возьмите билеты в турцию.
В начале 90-х годов Гойя разъезжает по Мадриду в карете, запряженной двумя мулами. Он утверждает, что «каждый должен жить по своему вкусу». «Я требую нового». «Я не могу сократить своих расходов. У меня был план просить больше жалованья, но я оставил его, учитывая общее неблагоприятное положение». Ему надоело работать на шпалерной фабрике, и только с большим принуждением выполняет он в 1791 г. свои последние работы, которые принадлежат к числу его лучших композиций. Его мастерство как живописца стоит на высшей точке своего развития; его портреты становятся живыми, почти жанровыми композициями, как, например, его замечательный автопортрет с дамой на прогулке. Он часто хворает. Сапатеру он пишет: «Я состарился, у меня много морщин, ты бы меня узнал только по моему вздернутому носу и слезоточивым глазам». Ему приходится часто уезжать из Мадрида на лечение; в 1790 г. он сопровождает свою также заболевшую жену в Валенсию; в конце этого года он в Сарагоссе, в конце следующего - опять там же. Весь 1792 г. проходит в недомоганиях, в январе 1793 г. Гойя получает отпуск в Андалузию, на юг: «Я порою так взволнован, что не могу сам себя переносить, затем успокаиваюсь... но уже снова я устаю. В следующий понедельник я пойду - по секрету - только тебе - на бой быков и хотел бы, чтобы ты меня сопровождал. Но я болтаю чепуху, так что и ты, должно быть, сойдешь с ума».