Экскурсии в Греции
10.07.2016Гойя представляется нам в эту эпоху двойственным, не нашедшим себя художником. Он прервал свои работы над шпалерами, после того как ему удалось воплотить в них новое и вполне современное художественное содержание. На еще больший срок прервалась его работа как гравера. Он выступает то как модный портретист, то как исполнитель церковных заказов. Роспись фресками сводов собора «Марии на столбе» в Сарагоссе была поручена шурину Гойя, Франсиско Байеу. Но последний, будучи придворным художником, не мог долгое время приступить к выполнению заказа и в конце концов договорился о привлечении к работе своего брата Района Байеу и Гойя.
10 мая 1780 г. Гойя писал в Сарагоссу своему приятелю Сапатеру, что он скоро приедет, остановится у него и что ему надо для жизни «только стол, пять стульев, живописные принадлежности, лампу, котел для варки пищи, мех с вином, скрипку, доску для игры» (в триктрак или в кости) - любопытный перечень потребностей! «Все остальное излишне»,- добавляет Гойя. К работе Гойя и Район Байеу приступили только в октябре 1780 г. Любопытно, однако, что на этот раз работы Гойя не понравились прибывшему в Сарагоссу Франсиско Байеу, который резко раскритиковал фрески Гойя. Экскурсии в Греции. Однако вся критика Байеу носила характер непонятных нам придирок. Гойя упрекали в том, что его краски слишком темны, что его складки не совсем точны, но для нас ясно, что здесь менее всего речь шла о каких-либо принципиальных художественных разногласиях. Гойя предложили представлять в дальнейшем свои эскизы на просмотр Байеу. 17 марта 1781 г. Гойя отвечает строительной комиссии резким письмом. «Честь художника, - пишет он, - очень деликатная вещь. Он должен стараться прежде всего, чтобы она была вполне чиста. От ее репутации зависит все его существование. В тот день, когда малейшее пятно запятнает его честь, погибает все его счастье».