Пуф
10.07.2016Гойя был тщеславен - ему льстило внимание «сильных сего мира». В связи с работами на шпалерной фабрике Гойя был «представлен ко двору» в январе 1779 г., а в июне того же месяца он подал просьбу о присвоении ему звания придворного художника. Звание это давало хороший постоянный доход и было определенным этапом художественной деятельности лучших испанских мастеров. Гойя не получил этого звания, но 7 мая 1780 г. он был избран членом Академии Сан Фернандо за картину «Распятие» в церкви святого Франсиско «большого»; картина является не плохим подражанием «Распятию» Веласкеза. Архитектор Родригец, знакомый Гойя по Сарагоссе, ввел его в круг либерального, снявшего с себя духовный сан, принца дон Луиса, брата короля Карлоса III. Экспансивный Гойя был очарован любезностью принца; в одном письме он пишет даже, что «принцы - это просто ангелы» (!). Его живопись, посвященная двору дон Луиса, чрезвычайно поверхностна и интересна только с бытовой стороны. Осенью 1783 г. Гойя пишет огромных размеров картину, в которой фигурируют четырнадцать персонажей. Дон Луис и его жена сидят, играя в карты; дети тут же рядом; парикмахер делает прическу жене принца; две прислужницы несут завтрак; кормилица держит грудного ребенка; тут же находятся садовник, слуги, а слева сидит перед мольбертом сам Гойя. Снова подражание Велаекезу! В числе офортов Гойя 1778 г. есть копия с знаменитых «Менин» («Придворных дам») Веласкеза, картины, на которой Веласкез изобразил себя пишущим портрет маленькой инфанты. Все портреты Гойя на заказ носят пуф спешки. Сохранился этюд головы для только что указанной его картины; этот этюд, согласно надписи, выполнен Гойя в один час. Поспешность работы придает живописи Гойя порою настоящую «импрессионистичность». Порою же она определяет также и недостойную мастера неряшливость.