Памятники надгробные
10.07.2016Осенью 1771 г. Гойя снова оказывается на родине в Сарагоссе. Ряд документов, касающихся росписи нового храма «Марии на столбе», показывает нам Гойя, в работе которого главенствуют прежние, декоративно-религиозные черты. 20 октября 1771 г. он представляет особой комиссии, ответственной за украшение собора, наброски фресковой росписи сводов церкви. Она, очевидно, удовлетворяет комиссию. 27 января 1772 г. Гойя снова представляет этюды. 1 июня 1772 г. фрески были уже почти окончены. Они написаны уже под влиянием Тьеполо. Только у него в Мадриде мог Гойя постичь подлинное мастерство фресковой техники, хотя кое-чему он научился и у Луцана. Благодаря авторитету последнего строительная комиссия дала ему заказ на фресковую роспись. Его фрески занимают коробовый свод часовни собора. Это -«Поклонение ангелов богу». Бог изображен в виде символического треугольника, вокруг которого на желтых облаках расположились ангелы. Резкий кирпично-красный тон некоторых одежд характерен для Гойя. Не менее резок и контраст света и теней. Зато все, что относится к рисунку, безупречно: ракурсы, повороты. Это- «умеренное рококо», не выделяющееся над общим уровнем, но выполненное уверенно и с долей подлинного мастерства. Своего лица у Гойя, однако, еще нет. Он принадлежал к числу художников, развивавшихся медленно и поздно.
В июле 1772 г. строительная комиссия собора «Марии на столбе» заключает договор о продолжении фресковых росписей свода уже не с Гойя, а с Франсиско Байеу. Но монахи расположенного в 10 километрах от Сарагоссы картезианского монастыря предложили молодому мастеру новый заказ на памятники надгробные. В течение 1772-1774 гг. Гойя работает Здесь, покрывая стены старой церкви монастыря сплошным рядом сцен из жизни Марии. Эти фрески дошли до нас в очень испорченном виде. В них Гойя сохраняет свою резкую манеру живописного письма; новым является элемент жанрового натурализма, с которым выполнен ряд типов.