Деревянные стеклопакеты
10.07.2016На засыпанном землею почти наполовину римском Форуме пасется скот; развалины Аппиевой дороги отданы в полное владение пастухам и разбойникам. Молодой Гойя именно в этой среде нашел для себя особенный интерес. В настоящее время установлена неверность биографической легенды, будто он писал в Риме портрет римского папы или будто царский посол И. И. Шувалов приглашал Гойя на работу в Петербург. Гойя вращается в Риме в таком же кругу, как и в Испании. Современники передавали о его «спортивных» подвигах: о том, как он карабкался на купол святого Петра, чтобы там, где-то на особо недоступном месте, написать свое имя, и как он лазил на корни древнего здания-мавзолея Цецилии Метеллы. Возможно понадобится установить деревянные стеклопакеты.
Глубокая демократичность Гойя, связь его с повседневной «уличной» жизнью Испании определили его художественное творчество. Типы римской жизни, ее содержание, особо контрастное на фоне великой римской архитектуры, в дальнейшем отразятся на искусстве Гойя. Мы не найдем в нем никаких следов воздействия итальянского классического искусства. Одно бесспорно: среди всех своих приключений Гойя оставался мастером своей профессии, о чем говорит и следующий факт. 26 июня 1771 г. в небольшом городке северной Италии, в Парме, происходит публичное присуждение наград местной академией участникам конкурса на Заданную тему: «Ганнибал перед вторжением в Италию с вершины Альп смотрит на страну». Гойя, имя которого мы встречаем среди участников конкурса, получил вторую премию; но в постановлении жюри указано, что если бы он придал больше правдивости колориту своей композиции, он мог бы рассчитывать и на высшую награду. Жаль, что эта первая «светская» картина Гойя до нас не дошла. Случай сохранил совершенно незначительную вещь, которой была присуждена первая премия; это скорее эскиз, чем готовая картина; представленная Гойя на конкурс картина была, очевидно, также эскизом. Тема, взятая из римской истории, заставляет вспомнить о Менгсе.