Постановочные варианты
10.07.2016Постепенно дифференцировались постановочные варианты в левой руке, вырабатывался навык их применения в художественной практике. Так, глубокая посадка шейки скрипки и связанная с ней широкая вибрация кистью по-прежнему оказывались незаменимыми в спокойной, мелодической музыке, в произведениях строгого, возвышенного характера. Однако в моменты активного подъема музыки, при исполнении страстных, напряженных кульминаций данный прием становился непригодным и заменялся другими. Учащение пульса вибрации, ее драматизация осуществлялись путем подключения к действию предплечья (в некоторых случаях предплечье вообще начинало выполнять главенствующую роль) и выведения грифа скрипки в более высокое положение. Эта помогало добиваться экспрессии в таких, например, эпизодах:
Следует добавить, что между описанными крайними формами вибрато (и соответственно постановки левой руки) существовала масса переходных оттенков, определить которые всякий раз и составляло задачу скрипача. Таким образом, для каждого произведения постепенно разрабатывалась своя подробная партитура тончайших физических приспособлений, и делалось это, разумеется, не без помощи педагога. Есть ненужный металлолом? Загляните на веб портал компании Reallom – здесь вам предложат самые лучшие условия сотрудничества и цены.
Борьба со статическими моментами велась по широкому фронту и захватывала такие области, как сам инструмент и его положение относительно корпуса исполнителя. Рассматривая скрипку как естественное продолжение организма музыканта, Михаил Израилевич говорил о том, что она, как и другие части тела, «подвержена» отрицательному воздействию статики. Отсюда следовал вывод о необходимости корригирующих перемещений инструмента в пространстве - вывод, имевший, как мы увидим ниже, далеко идущие последствия. Считалось вполне естественным, если скрипач в процессе исполнения менял положение инструмента, отводя его влево и вправо, поднимая вверх или слегка опуская вниз, поворачивая скрипку вдоль продольной оси и тем самым придавая ей «плоское» или «наклонное» положение.