Эргорюкзак для новорожденных
03.07.2016Шостакович имел возможность неоднократно наблюдать за тем, как Вайман работает над произведениями советских композиторов. Видимо, многое импонировало ему в игре скрипача. Когда он сделал вторую редакцию Первого концерта (как известно, Концерт был написан в конце года, завершен в конце 1948 года, но тогда не увидел света, а в 50-е годы композитор внес в партитуру Концерта ряд изменений), то еще не изданные ноты передал Ойстраху и Вайману. Они работали над Концертом почти синхронно. Ойстрах сыграл его первым, а вскоре за ним он был исполнен Вайманом.
Интерпретация Ваймана заметно отличалась от ойстраховской, причем не в каких-то второстепенных деталях, а в принципиальных моментах. Нужно сказать, что обе эти исполнительские концепции Концерта (Ваймана и Ойстраха) были авторизованы Шостаковичем, очевидно считавшим их правомочными и отвечающими тем или иным существенным сторонам его содержания. Возможно вас заинтересует эргорюкзак для новорожденных.
Ранее говорилось о повышенной ответственности Ваймана в работе над новым сочинением. Любое, даже относительно простое из них, он тщательнейшим образом изучал, стараясь обнаружить «до конца» все скрытые художественные достоинства, и продолжал учить до последнего дня, хотя, казалось бы, все уже сделано. Можно себе представить, насколько возросло у него чувство ответственности при изучении Концерта Шостаковича. Он постарался вложить в исполнение Концерта всю свою душу. Тот философский подход к музыке, который издавна определял его творческий метод, оказался теперь особенно важным. Проблему содержания Концерта он решил так же, как проблему сонат и партит Баха, цикла скрипичных сонат Бетховена. И музыка Концерта раскрылась во всей своей философской глубине, во всем пронзительном трагизме. Сам Шостакович признавал, что такой страшной картины, какую создавал Вайман в Пассакалии и Каденции, не возникало ни у кого вплоть до Ойстраха.