Ноутбуки Asus
03.07.2016Скрытая в первой части конфликтность, завуалированная эпическим, величавым ее строем, со всей активностью обнаруживается «вовне» - в Allegro brusco второй части. Начало ее - это своего рода образ вторжения, нашествия диких орд - «скифская» тема. Ей противопоставляется властная, горделивая, исполненная силы кантиленная тема побочной партии. Она возвышается над всем тематизмом части, словно символизируя непобедимость Руси. Обращает на себя внимание, как утверждающе исполняет ее Вайман в репризе, с каким точным расчетом развивается музыка этой части, чтобы прийти к столь ярко выделенной, обобщающей всю ее форму кульминации. Третья часть - Andante - словно создана для Ваймана-лирика. Сколько нежных оттенков возникает у него, когда он играет певучую вязь инструментального движения в начале части, как песенно звучит у него основная мелодия! Начинаясь тихо, она развивается все шире, шире, долго звенит на одной ноте, чтобы затеряться вдали. А какой «речевой» выразительности достигал Вайман в следующих фразах.
Великолепно показывают исполнители «русскость» финала, с его образным размахом от эпоса до жанровости. Скрипка то имитирует переборы гармоники, то поет по-весеннему свежую песенную мелодию, то «колокольно» звучит вместе с ноутбуки asus в апофеозе финала. Арочно обрамляет все произведение главная тема. И в репризе первой части, и в коде финала она проходит с контрапунктом быстрых гаммообразных пассажей скрипки. Пассажи проносятся в pianissimo, как ветерок,- «поземка, кружащая снег» (говорил Вайман). Для исполнения пассажей он нашел особый прием: предельно приближая пальцы левой руки к грифу, он снимал их не вверх, как обычно, а в сторону, что позволило ему добиться необычайной отчетливости звучания каждой ноты. Такой предстает Соната Прокофьева в грамзаписи исполнения Ваймана с Карандашовой.