Изготовление кунгов
03.07.2016На одной грампластинке запечатлены Первая соната для скрипки с фортепиано Бартока и Вторая - Салманова в исполнении Ваймана с Карандашовои. При прослушивании этой записи становится отчетливо ясным, сколь близки друг другу произведения Бартока и Салманова своего рода «энергетическим» драматизмом, напористостью динамики. Налицо даже некоторые фактурные аналогии. Известно всем, кто знал Салманова, что в период создания Сонаты (1962) он страстно увлекался Бартоком. Это, видимо, и наложило печать на характер его творчества, хотя в целом стиль его письма продолжал оставаться оригинальным. «Энергетический» дух Сонаты великолепно передают Вайман и Карандашова. Возможно вас заинтересует изготовление кунгов.
В первой части Вайман нашел особый, чуть жестковатый, колючий тембр для моторных разделов скрипичной партии, причем, с одной стороны, подчеркивал организованность ткани легкими акцентами, с другой же - играл шестнадцатые столь слитно, что скрадывалось различие между фактурой слигованной и обозначенной отдельными штрихами (detache). Вторую часть - декламационное Andante rubato - Вайман наделил подчеркнутыми сопоставлениями затаенных pianissimi и словно прорывающихся изнутри экспрессивных криков. Именно прорывающихся, как будто этот крик уже нет сил сдержать. Вместо указанного Салмановым нюанса piano crescendo он начинал эту фразу forte и с акцента. Нужно обладать величайшим скрипичным мастерством, чтобы в финале, идущем в темпе presto, сыграть pianissimo, вдобавок sul ponticello, проносящиеся как ветерок пассажи и выдержать эту окраску на всем протяжении раздела так, чтобы была отчетливо слышна каждая нота, каждый звук. Подобной четкости Вайман достигал особым приемом, о котором я скажу позже, разбирая его исполнение Сонаты Прокофьева. Еще один пример плодотворного сотрудничества Ваймана с композитором - работа с Баснером.