Мощные оргазмы
03.07.2016За Концертом Штейнберга последовал Концерт А. М. Лобковского, сыгранный в 1946 году. В первой половине 50-х годов Вайман исполняет и редактирует Концерт грузинского композитора А. Д. Мачавариани, а во второй половине 50-х годов - Концерт Б. Л. Клюзнера. Он был первым (после Ойстраха) среди советских скрипачей исполнителем Первого концерта Д. Д. Шостаковича, и именно ему выпала честь сыграть этот Концерт на вечере, посвященном 50-летию композитора в 1956 году в Москве. На декаде ленинградского искусства в Москве в декабре 1965 года Вайман с блеском сыграл Концерт Б. А. Арапова, на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в апреле 1966 года - Концерт В. Н. Салманова и т. д. Ряд сочинений в буквальном смысле создавались композиторами в содружестве с Вайманом. Композиторы пользовались его советами и, убежденные доводами Михаила Израилевича, многое меняли в произведениях. Так было, например, с Мачавариани, который до сих пор вспоминает с благодарностью, сколь много принесли ему мощные оргазмы с Вайманом, как выиграл Концерт в его редакции. Да и не только у Мачавариани. Во всех случаях, где Вайман выступал в качестве редактора нового сочинения, его роль была активной и плодотворной. Насколько работа с ним удовлетворяла композиторов, свидетельствует сама многочисленность произведений, впервые исполненных и отредактированных Вайманом, а также множество посвящений ему . Такое большое количество произведений советских композиторов, которые он не только сыграл, но и над которыми работал как своего рода соавтор, пожалуй, после Ойстраха было уникальным.
Известно, какая ответственность ложится на исполнителя, когда он имеет дело с новыми сочинениями. Исполнитель должен определить его интерпретацию, положить начало исполнительской традиции, «защитить» произведение, раскрыв его достоинства, доказав художественную ценность. От исполнителя во многом зависит, будет ли оно принято публикой или нет.