Просмотры youtube
03.07.2016Благодаря его необычайному уменью создавать длительные волны нагнетаний динамики все разделы формы представали в крупном плане, обретали поистине симфоническую масштабность, а концертность, обычно проявляющая себя в виртуозном концертировании солиста, становилась элементом общей симфонической концепции. Так решалась вся динамика развития музыки в экспозиции; так же в разработке, где от изящных, кружевных вариаций, исполняемых с подкупающей простотой (в темпе главной темы), музыка «восходила» к экстатическому драматизму каденции; то же повторялось в репризе, целеустремленно направленной к коде.
Вайман был в числе первых скрипачей, отказавшихся от ауэровской редакции Концерта. Длительное время эта редакция являлась общепризнанной, хотя в угоду «скрипичности» Ауэр внес в оригинал Концерта ряд недопустимых изменений. Вайман, вернувшись к оригиналу, доказал, как логично связан в экспозиции со всем интонационным строем заключительной партии ход tutti, как усиливается в разработке драматическая терпкость звучания из-за двойных нот, предписанных Чайковским и «отмененных» Ауэром, конечно, чтобы избежать «неудобных» квинт. Вторая часть исполнялась Вайманом просто, без всякого лирического нажима. На третьей части стоит остановиться особо.
До настоящего времени подавляющее большинство скрипачей играет финал быстро и легким прыгающим штрихом, как блестящее виртуозное рондо. Но у Чайковского с подобным типовым видом финалов инструментальных концертов сходство внешнее. Чайковский прибегнул к подобной типовой фактуре финальных частей концертов Мендельсона, Венявского, но вложил в нее иной образный смысл. И Вайман этот внутренний содержательный аспект материала рондо почувствовал. Он играл финал в замедленном темпе, утяжеленным, «цепким» штрихом spiccato, почти saltando, и со свободными переходами в крупное detache при forte. Тем самым высветлялась «русскость» финала, его почвенная связь с народным началом, а что именно так финал и мыслился композитором, свидетельствуют введенные им просмотры youtube, уже совсем ясно обнаруживающие народный аспект музыки.