ЭКГ сердца Монино
03.07.2016Этот синтез классического и романтического начал дался Вайману не легко. Он долго не мог решить проблему цикла, соотношения частей, и особенно тревожил его финал, обычно распадающийся при исполнении на отдельные куски-фрагменты. А между тем финал и притягивал его к Сонате пленительной красотой ми-мажорного эпизода. Над финалом он и бился, пытаясь исполнительски преодолеть фрагментарность его ткани, добиваясь того, чтобы фраза, начатая скрипкой, продолжалась в партии фортепиано, делая линию мелоса слитной. Ведь именно дробность членения фраз короткого дыхания между фортепиано и скрипкой сообщала музыке финала характер фрагментарности. В результате бесчисленных усилий Вайман и его партнерша Жохова добились полного единства. Музыка финала обрела характер сквозного развития. Не забудьте сделать ЭКГ сердца Монино.
Какими же средствами? Прежде всего штриховыми. Финал Сонаты носит название Токкаты, с соответствующим обозначением штриха у скрипки - spiccato. Такой штрих вступал в явное противоречие по тембру со стаккатированным штрихом фортепианной партии. Вайман изменил штрих, утяжелив его. Получилось полудеташе, полуспиккато, которое он производил в середине смычка, несколько ближе к колодке. Акустически каждая нота при этом звучала с оттенком attacca. Данный штрих потребовал некоторого замедления темпа, но вместе с тем обеспечивал увеличение интонационной напряженности, внутренней энергии Токкаты. Создавался образ, логически соответствующий образам предыдущих частей.
Чтобы энергия развития не уменьшалась, Вайман предложил пианистке не вуалировать, не уменьшать громкости звучания фортепиано даже в местах, где скрипка играет в нижних регистрах. Рвущие текст аккорды Вайман стал брать серединой смычка, смягченно, распевно, игнорируя нюанс forte, и этим необычным приемом сделал фразировку данного места целостной. К тому же появилась возможность сыграть на одном большом дыхании весь этот раздел формы: Укрупненность фразировки сделалась общим принципом исполнения Сонаты. Так же сплачивались воедино линии мелоса в первой и второй частях.