Клининговые услуги
03.07.2016Чем больше занимала творческую мысль Ваймана проблема этноса в музыке, тем решительнее ощущал он в себе потребность переосмыслить Концерт в этическом плане. Не столько лирика Концерта, сколько величаво возвышенные устремления бетховенского духа интересовали его теперь. «В наш век скепсиса и цинизма, иронии и сарказма, от которых давно устало человечество,- утверждал Вайман,- музыкант должен своим искусством пробуждать веру в высоту человеческих помыслов, в возможность добра. А на все это самый совершенный ответ находится в музыке Бетховена, причем последнего периода творчества».
Однажды у меня с Вайманом произошел знаменательный разговор, касающийся Скрипичного концерта. «Концерт,- рассуждал Вайман,- написан между Третьей и Пятой симфониями, то есть в «героический» период творчества композитора. Однако он не героичен, хотя Allegro исполнительски можно в известной мере героизировать, чему на первый взгляд дает повод материал главной партии и октавный ход вступления скрипки. Но более правильно исполнять эту часть не героически, а патетически, на тонких градациях между патетикой и лирикой, сохраняющей своим возвышенным строем связь с патетикой (даже в молящих фразах скрипки побочной партии). Ведь идея Концерта, не будучи героической, в такой же степени и не субъективно-лирическая. Она - философская. Философский смысл первой части раскрывается лейтмотивом литавр, по существу являющимся вариантом лейтмотива темы судьбы Пятой симфонии: Судьба! Вот философский подтекст этой музыки, который и надо стремиться выявить, исполняя Концерт». Возможно понадобятся клининговые услуги.
Философский аспект привел Михаила Израилевича к пересмотру всех темпов и самого характера интонирования Allegro. Первую часть он стал играть гораздо медленнее, чем раньше, интонационно значительнее, строже. Начальные октавы он рассматривал отнюдь не как вступление к сольной партии, оторванное от оркестровой экспозиции, а как логическое продолжение этой экспозиции.