Отдых в Египте
03.07.2016Отметим контрастность гораздо большую, чем при исполнении моцартовской музыки, где Вайман обычно предпочитал смягченные переходы от одной грани формы к другой. В средней части, этом «дуэте» скрипки с чембало, можно также усмотреть нюанс серенадности. Скрипка Ваймана приобретает здесь речевую выразительность. Говоря о финале, следует отметить, что в нем Вайман нашел оригинальный штрих, который можно было бы назвать «смычковым pizzicato». Он представляет собой звонкое detache-staccato в верхней части смычка с каким-то щипковым призвуком. О штриховой фантазии Ваймана мне еще придется говорить не один раз в дальнейшем, В характере интерпретации Гайдну и Моцарту у Ваймана решительно противостоит Бетховен.
Путь постижения Бетховена был долог. Отношение к его музыке менялось, пожалуй, еще радикальнее, чем к искусству Баха. Сказывались и столкновения традиций с личными качествами Ваймана, и этапы его собственного творческого созревания. Собираетесь в отпуск? Выбирайте отдых в египте.
Работа над Скрипичным концертом началась еще в студенческие годы. Эйдлин считал тогда, что в Концерте присутствует героическое начало, на что наталкивал и Ваймана. «Мне было трудно, все во мне протестовало против такой трактовки, но ни я тогда, ни мой профессор не понимали причин ее неприятия. Вернее, все считали, что мешает лиричность моей натуры, которой героика Бетховена чужда. Одно время, как мне кажется, Эйдлин думал, что я вообще не стану «бетховенистом». На самом же деле было другое. Я и тогда не ощущал в Концерте героики. Даже начальные октавы не казались мне героичными, равно как и последующие гаммаобразные ходы, которым невольно я придавал лирический оттенок». На следующем этапе, когда Вайман уже вышел из поры студенчества, отношение к Концерту стало сознательно меняться, склоняясь, быть может, даже несколько больше, чем нужно, в лирическую сторону. Так возникла лирико-патетическая трактовка Концерта со всемерным акцентированием лирического начала в двух первых частях и уклоном в непосредственную жанровость в третьей. Это был Бетховен личных переживаний.