Геология линейных объектов
29.06.2016Мария, бледная, хрупкая женщина, молитвенно сложив руки, задумчиво, серьезно и спокойно смотрит вверх. Младенец, весь залитый ярким светом, лежит перед ней на соломе в яслях. Тут же, на земле,- чудесно написанный ягненок - дар пастухов. Справа - два бородатых пастуха с простодушными и умиленными лицами, одетые в овечьи шкуры и как будто списанные непосредственно с натуры с пастухов Абруццскнх гор. Слева молодой некрасивый деревенский парень тоже растроганно смотрит на младенца, подняв над головой шапку. Сзади подходит пожилая женщина в платке и с корзиной. Вся геология линейных объектов реальна по своему характеру, проникнута примиренным, светлым настроением.
Как всегда, передний план, на котором группируются все действующие лица, оторван от заднего плана. Но здесь эта оторванность мотивирована низкой каменной стеной, разделяющей планы. Вдали, па голой каменистой возвышенности, пастух гонит стадо, все контуры в этом пространственном плане растворены воздушной перспективой. Среди голубого неба, подернутого легкими, прозрачными облаками, еле различима светлая фигурка ангела. Теней мало, и они очень мягкие. Воздушность даже переднего плана так велика, что фигура молодого пастуха слева и выглядывающая рядом с ним голова осла как бы окутаны дымкой. Это, может быть, самая близкая к пленэру картина Риберы, хотя и здесь все-таки стремление к подчеркнутой светотеневой объемной лепке форм мешает ему передать еще более последовательно зрительное впечатление от фигур, находящихся в открытом пространстве при рассеянном освещении. Зато по передаче качественной материальности вещей картина представляет вершину мастерства Риберы. Кожа, шерсть, мех, овчина, ткани - все написано с осязательным правдоподобием.