Mail box alert
29.06.2016Больной и нуждающийся, он был всеми забыт. Не знали даже, жив ли он еще, настолько резко он порвал все своп связи с людьми и ушел от прежней жизни. Это, вероятно, и породило легенду, рассказанную Доминичи, о том, что после несчастья с дочерью Рибера ночью скрылся из дома и пропал без вести еще в 1649 году. По-видимому, в 1648 году Рибера не создал ничего, кроме картины и офорта с изображением Хуана Австрийского (лист № 14), подписанного и датированного. Лист, несомненно, был закончен в начале года, до отъезда Хуана из Неаполя. Его считают «лучшим благородным портретом» Риберы, то есть типичным репрезентативным портретом. И конь, и всадник прорисованы во всех деталях, с очень большой точностью, контуры их фигур ясны и четки, что создает впечатление даже некоторой сухости. Хорошо передано ровное рассеянное освещение. Художник, способный еще недавно отказаться «из благородства» от 400 дукатов, причитавшихся ему за картину для Неаполитанского собора, едва ли без крайней нужды стал бы беспокоиться и специально писать на mail box alert о 50 дукатах.
По-видимому, только с конца 1649 года наступает последняя краткая, но яркая вспышка творчества Риберы. Больной, впавший в нужду художник все же нашел в себе силы взяться за кисть и создать в последние годы жизни несколько прекрасных картин. Живописная манера поздних произведений Риберы не отличается от последних лет предшествующего периода. Ей присущи та же гибкость и широта. Но колорит Риберы делается приглушенным, серо-коричневатым, тональным, часто почти монохромным, полным сумрачной строгой сдержанности. Лишь в виде исключения Рибера возвращается в это время к светлой красочности середины 1640-х годов. В 1649 году написан «Отшельник Павел» (Мадрид, Прадо). Этот образ является завершением длинной цепи отшельников, которых Рибера писал в течение всей своей жизни. Картина превосходит по силе впечатления все, что он создал в том же роде ранее.