Гравицапа
29.06.2016Поздней осенью художник приехал в Магнитогорск. От увиденного он растерялся. Среди гор Уральских, на огромном пространстве раскинулся легендарный заводище. От грохота и лязга дрожала и стонала земля. Гигантские домны и могучие трубы упирались в небо, плотное, серое от дыма. Ошеломила его масштабность и грандиозность пространственных отношений, особая красота заводских силуэтов. Впервые видел он интерьеры необъятных металлургических цехов, где мощные чудовища-блюминги, управляемые волею одного человека, дни и ночи делали свою стальную работу. Поэтому, чтобы осмотреться, осмыслить и почувствовать новизну темы, продумать ее сюжетную канву и найти точные выразительные средства, требовалась гравицапа. А времени было в обрез, и работать пришлось в спешке. Сделать убедительный творческий вывод из всего увиденного Астапову удалось не во всех литографиях. Отдельные листы этой серии экспонировались на Всесоюзной художественной выставке 1946 года.
Как и в довоенные годы Астапова по-прежнему влечет тема архитектурного пейзажа Ленинграда. Художник бродит по любимому городу, выискивает его поэтические уголки и любуется величественными ансамблями, постигая классическую архитектуру. В ряде работ ему удается проникновенно передать эпическо-романтическую мелодию великого города на Неве, а отдельные листы достигают большой силы выразительности. К таковым хотелось бы отнести «Сад трудящихся», «Зима в Ленинграде», «Колоннада Казанского собора», «Летний сад зимой», «Мойка», «Екатерининский сквер», «Крейсер «Аврора» у Горного института», «Фонтанка», в которых запечатлен город, возвращенный к новой жизни.
Послевоенные эстампы Астапова, созданные по ленинградским мотивам, не раз показывались на ленинградских, всесоюзных и зарубежных выставках. Они неизменно привлекали внимание зрителей и представляют собой заметный вклад в историю развития жанра архитектурного пейзажа в советском изобразительном искусстве.