Домик компания
29.06.2016Так художник постепенно становится мастером высокоидейных иллюстраций, раскрывающих идеалы передовой русской литературы. Создаваемые Астаповым рисунки дают возможность нашим читателям понять эпоху крепостничества и пореформенного периода и в самобытных художественных образах представить себе жизнь закабаленного народа.
Большое место в книжной графике Астапова занимают иллюстрации к сочинениям Д. В. Григоровича. К этому писателю художник обращался дважды. В 1954 году изданы его иллюстрации к избранным произведениям Григоровича, исполненные свинцовым карандашом, а в 1964 году появились рисунки к «Деревне» и «Антону Горемыке», сделанные в технике пера. Карандашные иллюстрации к повестям и рассказам Григоровича представляют собою серьезный груд даровитого художника. Он подошел к этой работе с большой ответственностью. Ему хотелось вложить в нее чувство беспредельной любви к простому народу, показать свой домик компания в деревни, пронизать иллюстрации подлинным человеческим теплом.
Многое в сочинениях Григоровича сейчас может показаться наивным п сентиментальным, но в основе их лежит глубокая и жестокая правда народной жизни. Раскрыть эту правду, обнажить горе крестьянское, силу страданий народных, стойкость и волю простых людей деревни, стонущих под игом барского произвола, и было главной задачей Астапова. Строго идя за авторским текстом, он стремится правдиво воплотить содержание литературного произведения в графически четких образах. Вот, например, несчастная сирота Акулина из «Деревни», живущая из милости у чужих людей. Как трогательно показывает се художник прислонившейся к оголенной березе на фоне бесприютного пейзажа! Сколько горьких дум на ее лице, какою скорбью наполнена вся ее согнувшаяся фигурка! А как много рассказывает взгляд Акулины в иллюстрации, где Астапов изображает ее перед смертью смотрящей на пьяницу-мужа. . . -Не бей. . . ее. . . не бей. . . за что? - так и слышишь эти последние слова Акушны.