Софа этюд
29.06.2016В отличие от ряда предшествующих работ Астапов в рисунках к «Муму» добивается развернутого показа действия произведения и последовательно развивает его сюжет. Здесь он выступает как своеобразный мастер перовой иллюстрации. Если ранее он чаще работал свинцовым карандашом, углем, сепией, то впоследствии он охотнее прибегает к штриховому рисунку пером. Ему удаются острые абрисные иллюстрации, в которые он смело вводит черные заливки, подчеркивая силуэт фигур. Отлично используя параллельную штриховку с прерывающейся линией, художник умело избегает сухости штриха, он придает ему трепетность и движение.
Одновременно с иллюстрированием романа И. С. Тургенева «Рудин» Астапов в 1948 году создает цикл рисунков к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Выбор этого произведения также симптоматичен для характеристики идейно-творческих позиций художника. Повесть о новых людях шестидесятых годов прошлого века была знаменем общественного движения России в преддверии революционной ситуации. Демократическая литература была полна горячей веры в скорое обновление жизни.
Астапов в своих софа этюд дал ряд портретов основных действующих лиц романа, из которых можно отметить выразительные образы Лопухова, Марии Алексеевны и Кати Полозовой. Менее удалась художнику главная героиня - Вера Павловна. Кроме портретов героев романа, в иллюстрациях Астапова были также и отдельные сюжетные сцены. Несмотря на некоторые недостатки этой серии иллюстраций художника, можно все же утверждать, что она внесла свой вклад в изобразительную характеристику романа Чернышевского советскими художниками. Впоследствии эти рисунки были приобретены музеем Института русской литературы Академии наук в Ленинграде.