Кремация
29.06.2016Острой сатирой был пронизан астаповский плакат «Весна в Крыму». Этот своеобразный графический триптих-«Прогулка в горах», «Купание», «Мертвый час»-и сейчас не потерял силу своего сатирического жала. Художник уничтожает врага «комизмом нелепостей». В самом деле, в персонажах «Прогулки в горах» общипанные как куры, босые, одетые во что попало, фашисты быстро идут по горной крымской дорожке, трусливо оглядываясь на идущего неподалеку от них нашего солдата-конвоира. Вместо купания под знойным небом Тавриды мы видим кидающихся в море и тонущих горе-завоевателей; один спасательный круг, брошенный на всю компанию обреченных, только усугубляет комизм положения. И, наконец, в третьем рисунке плаката художник дает сатирический символ «мертвого часа» в форме мрачного силуэта железного креста, показывая бесславный конец фашистских вояк.
Полны острой политической сатирой и плакаты Астапова, созданные совместно с другими художниками. Таковы, например, листы «Немецкая тактика и русская практика» и «Сегодня - ты, а завтра - я!», исполненные совместно с В. И. Курдовым. Астапов считал работу в «Боевом карандаше» очень для себя важной. По его словам, он накапливал здесь опыт иллюстратора, что позднее сказалось в работе над книгой.
В феврале и марте 1942 года, в самые суровые дни блокады, Астапов сделал три автолитографии, изображающие его товарищей-художников, оставшихся в Ленинграде. Это портреты Я. С. Николаева, В. И. Викулова, Г. А. Арямнова. Глядя на их застывшие изможденные лица, безжизненные глаза, на одежду с чужого плеча - только бы было теплее! только бы не замерзнуть в нетопленных квартирах! - в полной мере понимаешь тяжелые условия осажденного города. И все же как ни трагична была кремация, художники не теряли веру в победу и в своем творчестве призывали к подвигу, к патриотическим делам во имя спасения Родины. В этом смысле работа Астапова и его товарищей, наряду с мужественным трудом рабочих, инженеров, писателей, композиторов и ученых в осажденном городе, достойна самого глубокого уважения.