Технический надзор
29.06.2016Большая увлеченность рисунком становится теперь основным в творчестве Астапова, и живописью он занимается все меньше и меньше. В 1939 году, по совету Георгия Семеновича Верейского, он переходит из живописной в графическую секцию ЛОСХа. В ней группировалась тогда большая, талантливая, сильная группа мастеров. Достаточно сказать, что среди художников старшего поколения здесь были Н. А. Тырса, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, II. И. Львов, Е. С. Кругликова, 11. П. Шиллинговский, В. В. Воинов, Н. Э. Радлов, Г. С. Верейский, К. И. Рудаков, С. Б. Юдовин, А. П. Остроумова-Лебедева. А сколько рядом с собой видел Астапов графиков среднего и молодого поколений - А. Ф. Пахомов, Г. Н. Петров. В. II. Курдов, Е. А. Кибрик, Е. И. Чарушин, 10. А. Васнецов и другие!
Эта «графическая атмосфера» ЛОСХа действовала самым благотворным образом на художника. Именно в это время и совершался технический надзор становления Астапова как графика, закладывались основы его графического мышления. Вспоминая начало тридцатых годов, Астапов подчеркивает чрезвычайно благожелательное, участливое отношение к молодежи со стороны художников старшего поколения. Работать рядом с ними, слышать их замечания, советы, вести беседы доставляло большую радость, духовно обогащало. Повышая общую культуру молодых, старшие незаметно, деликатно содействовали углублению их профессиональных интересов, направляли внимание на многообразие графических форм. «Графики жили интересной, напряженной творческой жизнью,- вспоминает Астапов. В литографской и офортной мастерских художники работали много, горячо, интересно».
Говоря о творческом энтузиазме молодых ленинградских графиков тридцатых годов, надо иметь в виду, что их работа проходила в довольно трудных бытовых и материальных условиях. Сейчас молодые художники легче находят возможности для использования своих способностей. Поколению же Астапова приходилось искать свое место в искусстве, преодолевая различные испытания. Немало сил уходило на мелкие и случайные работы. Однако одержимые страстью к искусству, они упорно продолжали углублять и развивать свое профессиональное мастерство.