Прозрачные пластиковые карты
24.06.2016Еще одним тревожным расстройством, иногда встречающимся у детей, является селективный мутизм, состояние, при котором отмечается постоянная неспособность говорить в определенных социальных ситуациях, например в школе, и которое мешает получению образования и социальной адаптации. Это расстройство следует диагностировать только в том случае, если ребенок на самом деле может говорить и знает язык. Более того, чтобы поставить такой диагноз, необходимо, чтобы это состояние длилось не меньше месяца, причем сюда не входит первый месяц пребывания в школе, когда многие дети испытывают застенчивость, находятся в состоянии заторможенности.
Селективный, или, как его называли ранее, избирательный (элективный) мутизм, составляет достаточно малый процент от общего количества клинических случаев и чаще всего отмечается у дошкольников. Этим расстройством страдают прозрачные пластиковые карты всех социальных слоев, и примерно в трети всех исследованных случаев ребенок демонстрировал такие первые негативные признаки, как застенчивость и замкнутость (Steinhausen & Juzi, 1996).
В качестве причин, лежащих в основе данного развития, называли как генетические факторы, так и факторы научения. Существует описание одного случая (Simmons, Goode & Fombonne, 1997), когда у немого ребенка была выявлена хромосомная аномалия. Есть ряд доказательств (Steinhausen & Adamek, 1997) в пользу того, что генетические факторы играют определенную роль в развитии селективного мутизма, поскольку расстройство чаще встречается в семьях, члены которых характеризуются неразговорчивостью. Известны факты, говорящие о культурных факторах, или факторах научения. Было установлено (Black & Uhde, 1995), что тяжесть мутизма сильно варьирует в зависимости от условий окружающей среды, а социальная тревожность чаще всего ассоциируется с мутизмом.
Селективный мутизм лечат так же, как и большинство остальных тревожных расстройств. В одном из исследований сообщалось о том, что применение флуок- сетина ведет к заметному ослабеванию симптомов (Motavalli, 1995); однако чаще всего используется такой терапевтический подход, как психологическое вмешательство, ориентированное на семью (Tatem & DelCampo, 1995).