Станислав Август
15.06.2016Баччарелли прожил в Польше почти всю жизнь и умер уже после разделов, в Варшаве, где продолжал и после отречения Станислава Августа (1797) играть значительную роль в художественной жизни: он был почетным членом варшавского товарищества друзей науки и деканом Отделения изящных искусств при императорском Варшавском университете (открылось в 1817 году). Таким образом, можно с полным основанием сказать, что Польша стала его второй родиной. (Он получил польское дворянство в 1768 году). Баччарелли был одним из тех многочисленных мастеров XVIII века, которые, покинув свою страну, оседали в другом государстве и настолько прочно сливали свою жизнь и творчество с художественной культурой чужой земли, что становились неотъемлемой частью этой культуры. Достаточно вспомнить Фальконе, нашедшего в России почву для наиболее полного проявления своих творческих возможностей, или Ж.П. Норблена, французского художника и гравера, сыгравшего основополагающую роль в развитии польского бытового жанра. Но Баччарелли, в отличие от того же Норблена, в течение всего своего пребывания в Польше, связанного с «фамилией», то есть с семьей магнатов Чарторыских и мало зависимого от короля, стал наряду с приближенным короля А. Мошиньским рупором королевских идей, его «министром искусств», директором королевских строений (с 1786 года), его ближайшим доверенным лицом во всем, что касалось искусства строительства, скульптуры и живописи. Постоянная, часто мелочная опека короля, не упускавшего малейшего случая направлять художника по пути, казавшемуся ему наиболее верным; вечное вмешательство во все вопросы искусства и капризное нетерпение в желании видеть все свои идеи немедленно осуществленными, а это в большой мере было свойственно Станиславу Августу, составляли оборотную сторону его заботы о развитии искусства в стране.